Отзывы
о проекте "Нескучная литература"
Добавить отзыв
12.02.2017, 11:40

Апробация программы в МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония» с углубленным изучением иностранных языков»

При анализе сложившейся ситуации в современной системе образования, приходим к неутешительному выводу – в XXI веке у школьников пропадает интерес к чтению. А ведь одной из глобальных задач образования остается задача приобщения учащихся к художественной литературе, являющейся одним из самых мощных рычагов, воздействующих на нравственное и духовное становление молодой личности. Таким образом, уроки литературы выходят на первый план в борьбе за высокоморального человека.
Актерское прочтение произведений становится оптимальной формой для создания мотивации к изучению классической и современной литературы. В течение двух лет – с 2011 по 2013 год - в нашей школе проходят уроки литературы с приглашением актера для прочтения изучаемых произведений. И младшие школьники, и ученики старших классов заворожено слушают голос профессионала, который читает порой уже знакомое произведение, и вместе с героями совершают путешествие в загадочный мир книги. Конечно, рамки урока не позволяют прослушать все произведение, и тут-то и появляется желание взять в руки книгу и узнать, что же будет дальше. Многие ученики, по их словам, слушая актера, по-новому воспринимают уже известные тексты.
Мимика, жесты, передающие действия героев, постоянно интонационно меняющийся голос чтеца действуют на учащихся магически: они заинтересованно слушают и порой теряют ощущение реальности. И вот, не включая компьютеров, телевизоров, находясь в классе, все мы вдруг оказываемся на горе Олимп и вместе с её жителями вершим судьбы простых людей, а вот уже плывем по опасной реке в поисках золотого руно, ощущая на себе встречный ветер и брызги волн. Все это оказывается возможным без каких-либо специальных средств, только слушая профессиональное чтение актера. 
Начиная знакомство с произведением с такого вступления, мы повышаем мотивацию к изучению, создаем комфортные условия для знакомства с миром художественного слова. Вместе с сюжетной составляющей учащиеся начинают оценивать и понимать и то, что при самостоятельном чтение чаще всего они пропускают: описание природы, внутренние монологи, авторские отступления.
Включение в процесс образования актерского чтения художественных произведений делает уроки более захватывающими, позволяет расширить читательский кругозор учащихся, прививают интерес к литературе и любовь к чтению. Ведь нетрадиционная форма подачи материала привлекает внимание даже тех учеников, которые категорически отказываются читать.
При этом привлечение актеров в школу должно носить систематический характер. А возможность выбора произведения самими учителями и учащимися, делает еще более привлекательной и востребованной данную форму работы.
Данный проект является весьма актуальным и с точки зрения внедрения в образовательный процесс Стандартов второго поколения, целью которых является развитие универсальных учебных действий. Одна из задач проекта - содействие художественному, эмоциональному и нравственному развитию подрастающего поколения, что является составляющей личностных универсальных действий.
Таким образом, гармоничное соединение в учебном процессе уроков литературы и актерского чтения является актуальной и эффективной формой развития личности учащихся.

Александрова Ирина Александровна,
руководитель методического объединения,
учитель русского языка и литературы высшей категории

12.02.2017, 11:39

Отзыв о творческих уроках


Творческие уроки, на которых в исполнении актера звучат художественные тексты, в полной мере можно назвать уроками-открытиями. У пятиклассников неизменный восторг вызывает чтение басен от имени разных героев. Старшеклассников не может оставить равнодушными исполнение поэзии серебряного века, а в сочетании с интересными тестовыми и творческими заданиями урок актуализирует полученные знания. Особенно следует отметить, что актерское чтение настолько глубоко раскрывает художественные образы, что ни у кого не остается сомнений в том, что читать выразительно нужно не для отметки, а для понимания литературы как искусства слова. 
Незабываемые моменты общения с актером дают школьникам возможность показать свои скрытые возможности. Ученики хотят читать так, как актер. Обогащается и культурный опыт ребят, они чувствуют себя людьми творческими, способными самостоятельно совершать художественные открытия.

Шанаева Ирина Львовна, Заслуженный учитель РФ, 
директор МАОУ СОШ № 2 Великого Новгорода

12.02.2017, 11:38

Отзыв о проекте "Нескучная литература"

Авторы проекта абсолютно справедливо отмечают сложности в приобщении детей, особенно подростков, к чтению художественной литературы. Как это часто бывает в нашей жизни, взрослые создают проблемы, которые приходится «расхлёбывать» детям: взрослые слишком заняты, взрослые придумывают компьютеры с Интернетом, игры-стрелялки и пр. развлечения, приучают детей заниматься собой самим – лишь бы не трогали, не мешали отдохнуть после работы, да и самим поиграть хочется… И если когда-то для развлечения дитяти приглашались няньки, теперь к нянькам прилагается компьютер, планшет… Но главная проблема заключается в том, что и родители теперь, в абсолютном большинстве своем, не читают, если нет очень веских оснований на то, чтобы взять книгу в руки. Нынешний школьник видит родителей не с книжкой в руках, а с мышкой у компьютера.
Всю эту лирику можно было бы и опустить, поскольку проблема абсолютна ясна, актуальна и требует решения. Проект «Нескучная литература» предлагает одну из форм решения проблемы детского чтения. Удачно название проекта, сразу привлекающее к себе внимание. В проекте есть варианты ответов на наболевшие вопросы: как сделать чтение нескучным занятием, как преподнести художественные произведения так, чтобы они «зазвучали» по-новому? Это под силу профессиональным актёрам, в возможностях которых передать тот скрытый смысл слов, который не всегда понимается при чтении «про себя», особенно если читатель не искушен.
Предложенный проект важен и тем, что актерское чтение пробуждает целый ряд эмоций в детях, которые открыты ярким впечатлениям, и выразительный голос, искренняя интонация могут вызвать яркую реакцию, провоцирующую желание дочитать то, что осталось тайной. Совершенно справедливо отмечена нехватка времени для дополнительных часов, которые можно было бы занять под предложенные инновационные уроки, поэтому произведения крупной формы предполагается читать в отрывках. В таком случае важен эпизод, точный выбор которого должен спровоцировать интерес к целому тексту. В заключении отметим, что предложенный проект не просто поднимает важную проблему, а предлагает интересный вариант ее решения. Совместная с театром работа поможет учителям в приобщении детей к книге, и – шире – к национальной культуре, в том числе театральной. Важный ожидаемый от проекта результат заключается в том, что школьники, во-первых, перестанут относиться к занятиям литературой как к рутине, отвлекающей от чего-то более интересного, во-вторых, получит развитие эстетический вкус, в-третьих, дети научатся правильно, грамотно говорить. Всё это возможно, если проект будет осуществляться в соответствии с намеченным планом, комплексно. И еще более ощутимые результаты можно ожидать, если дети будут участвовать в отдельных уроках не только как слушатели.

И.С. Абрамовская, декан филологического факультета НовГУ

12.02.2017, 11:37

Вы к нам в гости приходили,
Веселили весь наш класс
И так здорово читали
Вы для нас любой рассказ,
Что мы сами полюбили
Книжки разные читать.
С нетерпеньем ждем Вас снова.
Приходите к нам опять!

Иванова Варя, 2б класс Гимназия №4 

Учредитель

Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода
Председатель комитета: Хиврич Константин Викторович (816 2) 66-42-54

Контакты

Директор: Яковенко Елена Константиновна
Адрес: Великий Новгород ул. Дворцовая 3

Tел.: (8162) 63-26-76